Война – отражение в музыке

В последние годы мы все чаще обращаемся к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Несмотря на то, что уже прошло более семидесяти пяти лет со дня этой исторической Победы, воспоминания о военных годах по-прежнему вызывают отклик в сердцах людей.

Память о тех суровых испытаниях как духовная скрепа осуществляет связь времен и поколений. Практически в каждой семье берегут фронтовые фотографии, письма близких и родных, не вернувшихся в отчий дом. Но светлые образы тех, кто ценой своей жизни подарил миру Победу, хранятся не только в нашей памяти. Они остались запечатленными в литературе, музыке, живописи, скульптуре, кинематографе второй половины XX столетия.

Тема Великой Отечественной войны находила свое воплощение в самых разных жанрах музыкального искусства, начиная с массовой песни и заканчивая масштабными вокально-симфоническими произведениями. Масштаб сочинений и соответствующий им исполнительский состав позволяли со всей полнотой отразить в музыке панораму тех страшных событий, сказав о них «во весь голос».

Многие сочинения в этом жанровом ключе были написаны уже в годы войны. Так, в 1941 году появляется сюита-оратория М. Коваля «Народная священная война», позже его кантата «Москва боевая». В 1942 году над кантатой «Родина великая» и сюитой для хора и оркестра «Народные мстители» работает Д. Кабалевский. В 1943–1944 годах написаны кантата А. Новикова «Красной Армии слава!» и оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю». Образы мира и войны нашли свое отражение в Двадцать второй симфонии Н. Мясковского, Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, в Пятой симфонии С. Прокофьева, которую автор обозначил сам как «симфония величия человеческого духа», в Симфонии «с колоколом» А. Хачатуряна.

В послевоенный период эта тема разрабатывалась в кантатно-ораториальном и оперном творчестве советских композиторов. Героическое прошлое страны и воспоминания о недавно пережитых годах воплотились в опере-эпопее С. Прокофьева «Война и мир», в оратории В. Сорокина «Александр Матросов», реквиеме Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», поэме А. Новикова «Нам нужен мир», в Тринадцатой симфонии Д. Шостаковича и других произведениях.

Всех творцов того времени объединяют размышления и переживания о настоящем и будущем страны, патриотизм, огромная любовь к Родине. Военная тематика очень широко представлена в хоровом творчестве многих композиторов. Одним из ярких представителей хоровых композиторов является Родион Константинович Щедрин. Для Р. Щедрина сочинение хоровой музыки всегда было на особом положении, так как именно через хоровое искусство пришло приобщение композитора к музыке и именно в данном жанре были сделаны им первые шаги как композитора.

Понравилось это эссе? Будьте в курсе событий с нашей рассылкой!

Комментарии
жансая - 8 янв., 2021 - Добавить ответ

👍😍😍

Вам необходимо войти в свою учетную запись, чтобы оставить комментарий.

Вам необходимо войти в свою учетную запись, чтобы оставить комментарий.